Украинский классификатор товаров ВЭД или что такое коды УКТВЭД?
Для того чтобы точно идентифицировать товар, ставку пошлины и меры контроля, любому товару, который пересекает границу Украины в импортном или экспортном направлении, присваивается 10-ти значный код. Около 80% проблем, которые возникают на таможне при оформлении груза – неправильная классификация товара. Поэтому, главная задача брокера – правильно подобрать код.
УКТ ВЭД и механизм подбора кода
Когда стоит задача затаможить или растаможить товар, все начинается с Украинского классификатора товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД). Он состоит из набора кодов товаров, описаний товаров, соответствующих этим кодам и пояснений, как классифицировать товары по тем или иным кодам. УКТ поделен на 21 раздел и 97 товарных групп. При этом каждая из групп в свою очередь делится на товарные позиции, субпозиции, категории и подкатегории. В половине случаев успех прохождения таможни зависит от умения брокера работать с УКТ. В чем состоит механизм подбора кода и качество работы самого брокера?
Шаг первый – с помощью УКТ по названию товара подбирается код. И если бы все было так просто, то услуги брокерских компаний наверняка были бы не нужны. Но сложность классификации состоит в том, что не для каждого товара есть отдельный код и часто возникают спорные ситуации, при которых одному и тому же товару можно присвоить более одного кода. Поэтому, чтобы верно классифицировать товар, нужен второй шаг – проверить примечания к товару, где есть его подробное описание.
Если код товара все еще остается спорным, опытные таможенные брокеры используют дополнительные инструменты. В частности, речь идет о реестре классификационных решений, в которых содержится информация об оспоренных ранее таможней кодах товаров, заявленных брокерами. Еще один из возможных дополнительных инструментов – лабораторное исследование. Этот метод может быть использован в случае, когда есть два спорных кода. Лаборатория дает возможность выяснить точный состав, чтобы правильно классифицировать товар. Используется такой метод, как правило, для товаров медицинского назначения, химикатов, текстиля, драгоценных металлов и пр.
Что еще может сделать опытный брокер, когда не уверен в правильности кода – это получить у таможни предварительное классификационное решение. Благодаря этому возможно предотвратить смену кода (как показывает практика на повышенную ставку пошлины), конфискацию или же штраф, размер которого может составить 300% от стоимости товара.
Очень часто, чтобы упростить свою работу, неопытные брокеры, при декларировании импортного товара, используют код страны отправителя. Однако, как правило, они совпадают только на уровне первых четырех знаков, то есть группы и подгруппы товара. Во многих странах на большую часть экспорта действует нулевая ставка пошлины, поэтому при оформлении таможенный брокер может с пренебрежением отнестись к классификации товара. А значит, опираясь на код страны отправителя при оформлении груза, есть велика вероятность допустить ошибку и уйти в большую ставку пошлины и как следствие к переплатам на таможне налоговой нагрузки, которая по итогу ляжет на себестоимость продукции товара в рынке и уменьшит конкурентную прочность.
После того как код товара был верно определен, создается товарная справка, в которой указываются все требования, необходимые для импорта или экспорта конкретного товара. В частности, ставки налогов, возможные преференции (льготы), которые существуют на этот код, запреты (как правило, санкции) и нетарифное регулирование, то есть всевозможные разрешительные документы, которые могут потребоваться для товара.
Риски неправильной классификации товаров
- Повышение ставки пошлины. Наиболее распространенный случай, связанный с неверным выбранным кодом товара – повышение ставки пошлины. Если изначально груз декларируется под нулевую ставку пошлины, а позже таможенные органы повышают ее до 10% и более, на импортера ложится дополнительная финансовая нагрузка, к которой он не был готов. Как следствие, эти затраты переносятся на конечного потребителя, что снижает конкурентоспособность продукции на рынке.
- Запрет на ввоз или вывоз товара. Кроме того, поскольку код товара определяет не только ставку пошлины, но и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование, технические, санитарные, экологические стандарты и пр.), то неправильная классификация может привести к тому, что необходимые документы не будут подготовлены, что также вызовет проблемы с таможней и сделать ввоз или вывоз товара вообще невозможным.
- Постаудит таможни. Иногда таможенные органы проводят постаудит – проверку поставок за прошлый период. Проверяются не все поставки, а выборочно – конкретная группа товаров, регион или отдельная таможня. В случае, если при такой проверке будет обнаружено, что код товара был определен неверно и по более низкой ставке пошлины, чем должно быть – импортер обязан будет заплатить налоги за все поставки с неправильным кодом. Чем выше ставка пошлины, тем ниже вероятность того, что к товару возникнут претензии. В таможенном кодексе так и указано – если брокер сомневается в выборе, то имеет право выбрать код на свое усмотрение с наивысшей ставкой пошлины. Однако, если товар декларируется под нулевую ставку и тем более в первый раз, при его оформлении нужно быть предельно внимательным. Как правило, все последующие поставки оформляются по принципу первой и существует высокая вероятность, что товар так и будет “кататься” в неправильном коде, что в дальнейшем несет риски дополнительных расходов для импортера.
Неправильная классификация товара может стать причиной многих проблем – от запрета на ввоз или вывоз до повышения пошлины. И хорошо, если проблему удалось отследить на первой поставке и сумма переплаты составит всего 10%. А если это обнаружится уже самой таможней, когда товар “катался” в неправильном коде год, три или больше? Такую незапланированную финансовую нагрузку бизнес может просто не выдержать.
Опытный таможенный брокер использует все возможные инструменты для того, чтобы верно классифицировать товар и минимизировать риски описанные выше, а самое главное – выстроить документальную и законную линию защиты ввозимого товара на территорию Украины.
Нужно помнить, что ошибка, допущенная в оформлении груза при первых поставках, может растянуться на всю длину жизни бизнеса в виде постоянных переплат на таможне, которые будут считаться нормой. Но действительно ли переплачивать от 1,6 до 30 млн грн в год из-за неправильной кодировки товара – это норма? Или может быть по другому? Об этом читайте в следующей статье, где мы расскажем о том, для чего нужна инициативная проверка бизнеса в виде таможенного аудита, какой она бывает и как часто ее нужно проводить.