Называть получателю дату доставки груза на собственное усмотрение, не проверив очереди на границе и не спросив у водителя про его рабочее время, в Украине – обычное дело. В итоге автомобиль грузится в пятницу и получателю сообщают, что груз придет в следующий вторник. Но во вторник утром оказывается, что автомобиль еще в очереди на границе. Клиент думает, что его обманули и груз в пятницу никуда не выехал, у него начинает останавливаться производство и конечном счете во второй раз он едва ли согласится на сотрудничество. От задержки груза на таможне не застрахован ни один перевозчик или экспедитор. Как и от непредвиденных расходов, ошибок в документах и повреждения товара при транспортировке. Но все эти риски можно минимизировать, если знать некоторые лайфхаки.

1. Буфер фрахта

Фрахт – это стоимость доставки груза. Когда клиент просит просчитать стоимость товара, обычно речь идет также и доставке, а иногда и монтаже. Транспортные фрахты в таком случае нужно подавать отдельно от цены товара и желательно с небольшим зазором, то есть тем самым буфером. Почему так? Потому что обычно фрахты скачут как цены на турецком рынке в туристический сезон.

Чтобы обезопасить себя, лучшим решением будет называть цену от и до, или понимать на какой период она нужна. И в любом случае уточнять ее уже ближе ко времени отправки или иметь буфер. Еще один пример ситуации – выборочный таможенный досмотр на границе с Европой, за который платит отправитель. После такого досмотра необходимо будет оплатить незапланированные 100-200 евро за работу грузчиков. Поэтому, согласовывая стоимость доставки, не стоит забывать о буфере фрахта.

2. Буфер времени

Стандартное время на получение разрешений, перевозку и пересечение украинской границы составляет 2-3 суток. Однако, никто не застрахован от форс-мажоров и бывали случаи когда простой занимал и более 14 суток.

Чтобы минимизировать риски, как экспедитора, так и клиента, проговаривая строки доставки необходимо заранее заложить хотя бы небольшой временной резерв. Кроме того, согласовать дату доставки с перевозчиком и водителем. Правильным решением будет оговорить с клиентом более позднюю дату и доставить раньше, чем пообещать и не выполнить.

3. Документы

Человеческий фактор никто не отменял и от ошибок в важных документах сложно полностью застраховаться. Отправитель перепутал инвойсы из-за чего автомобиль несколько дней простоял на границе, бухгалтер указал не ту номенклатуру по значительно большей стоимости, перепутали номера фитосертификатов и многое другое. Обычно эти ошибки одни из самых глупых и дорогих одновременно. Поэтому, перед отправкой документы нужно проверять и согласовывать с получателем и конкретно с центром ответственности у получателя за таможенное оформление. Особенно, если товар едет впервые, поскольку тщательный контроль – равно сведение рисков к минимуму.

4. Безопасность

Автомобильные перевозки – самый популярный, однако и самый опасный вид транспорта. При транспортировке бывают случаи повреждения груза. Как обезопасить себя от этого и что делать с компенсацией?

В Украине логистические компании практически не несут никакой ответственности и даже не существует никаких стандартов или требований в этой области. Поэтому, заключая договор на перевозку, необходимо проверять уставной капитал, наличие имущества, собственного транспорта, наличие CMR и ТТН страхования и сумму и страны покрытия, страхование экспедитора. Кроме того, согласно международной конвенции о транспорте 1976 г., на которой все базируется, существует такое понятие как ХДД. Это коэффициент, который говорит о том, что килограмм поврежденного груза стоит не более 13 у.е. за кг и в этой пропорции и возмещается в случае его повреждения. Однако, товар весом 4 т. может стоить 20-30 тыс евро. Поэтому в страховом договоре должно быть возмещение по инвойсной стоимости, а при выборе логистической компании безопасность должна стоять на первом месте.

5. Работа с опытным экспедитором

В чем разница между экспедитором и перевозчиком? У перевозчика есть собственный транспорт, у экспедитора может быть собственный транспорт и база перевозчиков, с кем он сотрудничает по разным странам и маршрутам.

Делая выбор с кем работать, существует опасение, что работать с экспедитором у которого нет своего транспорта – менее надежно, чем с перевозчиком. Однако, невозможно быть успешным перевозчиком по всем направлениям. Хороший экспедитор в этом случае отличается тем, что за годы работы собрал в себе опыт всех перевозчиков по всем странам и направлениям. Кроме того, у него всегда есть нужный транспорт и надежные партнеры в каждой стране и по каждому маршруту,  для решения любых логистических задач.

Подведем итог: экспедитор всегда работает в интересах клиента, а второй, как правило, в собственных, и выступает узким подрядчиком.

Экспедитора можно назвать проводником в перевозке и тем, кто обязан знать, где ваш груз и в каком режиме он находится, экспедитор всегда закроет потребность по вашей заявке на перевозку с какой бы части мира вы не доставляли груз в Украину.